Сифилис - Лечение кожи

Стресс у ребенка после садика и школы: что делать, формирование навыков

  1. гормональные причины головной боли
  2. кружится голова после падения
  3. голова болит в полнолуние

Что такое детский стресс?

Известный детский психолог Пенелопа Лич провела многочисленные исследования, направленные на выявление негативной зависимости здоровья ребенка от длительного плача. Полученные специалистом результаты привели к печальному выводу: долгий, беспрерывный плач может стать причиной серьезного психического расстройства здоровья маленького человека.

Когда ребенок плачет в детском саду больше 20 минут, он утверждается в мысли, что никто ему не поможет. Повторяющаяся ситуация очень травмирует психику крохи, закладывая серьезные проблемы во взрослую жизнь. Однако, как утверждает Пенелопа Лич, это не означает, что малышу нельзя плакать, а родителям каждый раз беспокоиться по этому поводу.

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Сегодня от стресса не защищен никто, особенно дети. Они испытывают стресс по различным причинам: одни связаны с их собственными вопросами, событиями, возрастными периодами, другие с отношениями в семье. Первостепенная роль родителей — научить детей справляться со стрессом. Взрослые не должны оставлять детей один на один с их проблемами. Так что же это такое — детский стресс? Как родители могут помочь своим детям? Как родителям вести себя?

За ответами и разъяснениями «Kinder Grad» обратился к психологу Елене Дубовик.

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Причины стресса у ребенка

Причины стресса у подростков и детей других возрастов могут быть разными. Психоэмоциональное напряжение возникает под влиянием ряда факторов:

  • переезд;
  • частые ссоры в семье;
  • расставание с родителями или близкими родственниками;
  • изменения режима дня;
  • конфликты с ровесниками;
  • собеседование при приеме в дошкольное или общеобразовательное учебное заведение;
  • подготовка к тестам, контрольным или экзаменам;
  • физические патологии.

Часто стресс появляется у детей после садика: он попадает в другую обстановку, теряется, потому что рядом нет близких для него взрослых. На психологическом состоянии детей отражается и стресс родителей, общий психологический климат в семье.

Детский стресс может появиться после просмотра новостей или от информации негативного характера от взрослых.

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так.

Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.

Потенциальные причины стресса детей довольно многочисленны:

  1. Резкое изменение распорядка дня. Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.
  2. Смена окружения. Тот же детский сад или школа — это новые лица взрослых, которые еще и командуют, необходимость уживаться в коллективе и подчиняться его законам, и так далее.
  3. Изменение привычной обстановки. Смена жительства всей семьи и переезд в новую, незнакомую квартиру, в то время как на старом месте ребенку было очень комфортно.
  4. Разлука. Расставание на длительный или даже короткий срок с родными и близкими, друзьями.
  5. Потеря или смерть домашнего питомца. Некоторые дети остро реагируют даже на смерть аквариумной рыбки или комнатного растения.
  6. Воздействие СМИ и компьютерных технологий. Просмотр телепередач, кинофильмов, интернет контента, не предназначенного для конкретного возраста (сцены насилия, убийств, даже сцены эротического и сексуального характера). Информация может быть неверно истолкована и восприниматься как нечто плохое. Усугубить ситуацию может резкий окрик или иная негативная реакция взрослых, которых ребенок «застукал» во время интимного общения или просмотра эротического видео. Сюда же относится прослушивание новостей о событиях в стране и в мире (о войнах, природных катаклизмах, несчастных случаях). Слишком сильное увлечение компьютерными играми, особенно теми, которые в той или иной степени связаны с агрессией и насилием.
  7. Влияние человека. Довольно часто стрессовое состояние взрослых может передаваться детям. Мамы даже в утробе могут наблюдать за изменением поведения малыша при смене настроения у нее.
  8. Экологические стрессы. То есть резкая смена климата, перемена погодных условий, снижение качества пищи, воды и воздуха. Дети, как и взрослые, могут быть метеозависимыми. Особенно часто это замечают родители малышей до года, когда те резко начинают капризничать, отказываться есть или часто просыпаться по ночам при полнолунии, например.
  9. Воздействие из окружающей среды. Поскольку все процессы в человеческом организме, в том числе и в центральной нервной системе, представляют собой цепочки химических реакций, то причинами стресса у ребенка могут стать находящиеся в воздухе и воде токсичные вещества, отравления, а также облучения.

Появление стресса у ребенка можно определить по его поведению или по состоянию здоровья. Дети могут быть совершенно неуправляемыми. Они быстро утомляются, может возникнуть слабость, тошнота, даже повышение температуры.

Стресс у ребенка после садика и школы: что делать, формирование навыков

Можно выделить две категории причин возникновения стресса у детей. Это причины, которые зависят от возраста и причины, которые зависят от обстановки в семье. Существуют также общие причины стрессовых состояний, такие как появление еще одного ребенка, переезд, развод родителей, насилие в семье.

До двух лет стрессовое состояние может наступить от разлуки с родителями, особенно с матерью. Дети также очень чувствительны к переживаниям и тревожности родителей. В таких случаях следует отвлечь малыша от домашней обстановки прогулкой на природу, рисованием, увлекательными играми. Это поможет преодолеть стресс.

Первые стрессовые ощущения дошкольник может получить при выходе на детские площадки, где ему приходится познакомиться с новой, отличной от семьи средой. Здесь малыш впервые общается и взаимодействует в играх со своими сверстниками.

Следующий этап жизни ребенка – школа. На этом этапе причин возникновения стресса у детей множество. Это отношения с одноклассниками или преподавателями, конкуренция между детьми, возможная неуспеваемость. Понимание, что ребенок может в некоторых действиях уступать ровесникам и непонимание того, что это нормально, может повергнуть его в уныние и подавленное состояние.

Малыши в младшем школьном возрасте очень впечатлительны. Они могут переживать и нервироваться из-за негативной информации из роликов в интернете, сообщений о природных катастрофах, войнах. Для этого возраста причиной стресса у ребенка могут стать неверные представления о себе, как о плохом ученике, непутевом товарище или раскаяние в совершении какого-либо проступка.

  • переезд;
  • частые ссоры в семье;
  • расставание с родителями или близкими родственниками;
  • изменения режима дня;
  • конфликты с ровесниками;
  • собеседование при приеме в дошкольное или общеобразовательное учебное заведение;
  • подготовка к тестам, контрольным или экзаменам;
  • физические патологии.
  • ПОДРОБНЕЕ:  Новые антидепрессанты должны быть направлены на воздействие гормонов стресса

    Детский стресс может появиться после просмотра новостей или от информации негативного характера от взрослых.

    Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость, может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение температура у ребенка от стресса.

    Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины, зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие от обстановки, которая сложилась в его семье. Данные причины необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно.

    Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок. У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже, кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.

    Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на тревожность и переживания собственных родителей.

    Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный стресс у детей.

    У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс. Ранее он существовал в атмосфере любви и всеобщего им восхищения. Окружение его составляли только родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему. А с выходом малыша на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать через игровую деятельность с ровесниками.

    Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними. Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка.

    1. Резкое изменение распорядка дня. Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.

    Степени адаптации ребенка к посещению детского сада

    Механизм адаптации у каждого ребенка работает по-разному. Многое зависит от устойчивости нервной системы малыша. Резкая перемена для одного крохи выглядит не так страшно, и он быстро осваивается в новой обстановке. Более ранимым ребенком такое обновление принимается тяжело, и он долго и болезненно переживает его, капризничает, гневается на родителей.

    Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

    Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

    Стресс у ребенка после садика и школы: что делать, формирование навыков

    Многие родители задаются вопросами: все ли дети обречены на страдания, вызванные тяжёлым адаптационным периодом? Нет, не все. У некоторых детей адаптация к детскому саду проходит быстро и легко, занимая пару недель. Ребёнок не болеет, поведение его меняется совсем чуть-чуть и ненадолго, не вызывая беспокойства его родителей.

    Также адаптация может быть не лёгкой или тяжёлой, а «средней». Она занимает обычно больше месяца и сопровождается периодическими болезнями малыша. Болезни оканчиваются без осложнений, отличаясь по этому признаку от болезней, сопровождающих тяжёлое протекание адаптации. Здесь существенную помощь может оказать следование врачебным рекомендациям по закаливанию детей и укреплению их иммунитета.

    Родителям следует помнить, что дети, пережившие тяжёлую адаптацию к детскому саду, как правило, долго и болезненно привыкают в дальнейшем к школе.

    Как развивать эмоциональный интеллект: 5 упражнений

    Навыки эффективного общения и управления собственными эмоциями дают занятия по развитию эмоционального интеллекта и социальной компетенции детей.

    Эмоциональный интеллект — это способность разбираться в эмоциях и той информации, которую они дают нам, а также использовать эту информацию для достижения результатов. Люди с развитым эмоциональным интеллектом легко заводят друзей и поддерживают с ними гармоничные отношения, ладят с начальством и добиваются поставленных целей.

    Дошкольнику развитый эмоциональный интеллект помогает не испытывать стресс при смене садика, окружения и даже места жительства. Знакомясь с собственными эмоциями, понимая и принимая их, дети учатся больше внимания уделять состоянию окружающих, проявлять участие и сочувствие, сопереживать, жалеть и предлагать свою помощь. В результате ребенок легко вписывается в любой коллектив, получает радость от общения.

    При смене детского садика и вообще коллектива, обстановки мы рекомендуем несколько техник по управлению эмоциями от создателей концепции эмоционального интеллекта.

    Чайник выпускает пар: переход из одной эмоции в другую. Скорее всего, в первое время в новом садике ребенку будет некомфортно. Длительное переживание негативных эмоций выльется в необычное поведение дома. Не ругайте малыша, если он начнет громко кричать, топать ногами — это помогает ему пережить стресс, «выпустить пар».

    Сказочные герои тоже знакомятся: перенос ситуации. Почитайте ребенку сказки, в которых описывается позитивный опыт принятия нового члена коллектива. Например, сцену знакомства Чебурашки и Крокодилом Геной и его друзьями. Можно предложить ребенку проиграть ситуацию с игрушками. Пусть, например, зайчик придет на новую лесную полянку и встретит там незнакомых ежика и волка. Как они будут себя вести? Что им будет интересно знать друг о друге? Что каждый из них будет испытывать, какие эмоции?

    «…За несколько дней до похода в новый садик мы потренировались различать эмоции по картинкам из книжек. Некоторые эмоции сыну были уже знакомы, некоторые мы назвали впервые. Я просила его вспомнить случаи, когда ему казалось, что он был похож на кого-то из персонажей: боялся и дрожал, как зайка, или злился, как серый волк.

    После первого дня в новом саду мы снова открыли книжку с картинками. Я спросила сына, что он почувствовал, когда зашел в группу: „Ты испугался? А как ты думаешь, зайка бы тоже испугался?“. На следующий день он уже шел в садик, как на игру, потому что мы договорились вечером снова обсудить, как „зайка“ провел новый день».

    «Нарисуй страх»: упражнение для управления эмоциями. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Какой он? Синий и большой? Похож на тучку? У него есть ротик, глазки и носик? А теперь посмотри на свой рисунок. Страшно? Сравни размер рисунка с собой. Видишь, насколько он меньше, чем ты.

    Ты такой большой и сильный, что можешь легко справиться со своим страхом! Положи листочек с рисунком на пол перед собой и хорошенько попрыгай на нем. Молодец, ты затоптал свой страх! Давай теперь разорвем листочек со страхом на мелкие-мелкие кусочки. А потом соберем все тщательно и выкинем. Молодец! Ты справился со своим страхом!

    «Глубокий вдох»: упражнение для управления эмоциями. Ребенок должен знать, что свои реакции он может контролировать простыми техниками, такими, как глубокое дыхание. Помогите ему освоить эту технику: вместе медленно вдыхайте через нос, поднимая руки, и выдыхайте, опуская их. Концентрация на дыхании позволяет быстро успокаиваться. Когда наши тело и мозг работают вместе, мы можем сконцентрироваться на определенном предмете или мысли, думать ясно.

    Стресс у ребенка после садика и школы: что делать, формирование навыков

    Рисуем дневник эмоций. Предложите маленькому человеку вести свой собственный «Дневник эмоций». Пусть малыш зарисовывает каждый свой день — события, переживания, настроения… Анализируя дневник, разговаривая с малышом, обсуждая его душевные переживания — как приятные, так и неприятные, вы сблизитесь, начнете лучше понимать друг друга.

    Действуйте по предложенному алгоритму. Постарайтесь понять и проговорить с малышом:

    • Какую эмоцию испытывает ребенок?
    • Что вызвало эту эмоцию?
    • Если эмоция приятная и полезная, какими способами можно ее поддержать?
    • Если эмоция неприятная и нежелательная, как можно устранить причину возникновения этой эмоции или перевести ребенка из этой эмоции в другую?

    Тема развития эмоционального интеллекта не просто модная — это реально работающий инструмент, настраивать который нужно начинать как можно раньше. Дети этому учатся на уровне игры. Но именно осознанная работа с эмоциями позволит детям обрести важные в жизни навыки, без которых даже самый развитый интеллект не стоит ни гроша. Это умение управлять эмоциями и эффективно общаться.

    Методы выхода ребенка из стресса

    Лучший показатель адаптации, как считают детские психологи и воспитатели, складывается у детей, выросших в многодетной семье. Хорошо воспринимают ясли или детский сад и малыши, живущие в коммунальных квартирах. Секрет такой тенденции в том, что дети воспитываются в шумной компании, на условиях равноправия, где к ним относятся как к взрослой, самостоятельной личности. Отношения с родителями выстраиваются на правах партнеров, поэтому малыши способны некоторое время спокойно обходиться без опеки родных.

    Ситуации, в которых от родителей требуется внимание и участие, возникают со многими детьми. Пресловутый кризис трехлеток приводит к тому, что малыш не выдерживает смену обстановки и впадает в продолжительную депрессию. Именно в 3 года происходит осознание маленьким человечком себя, как личности. Психический перелом отражается и на поведении крохи. Нередки беспричинные истерики, упрямство, зажатость и агрессия.

    Привязанный к родителям, он трагически переживает разлуку. Крепкие узы нельзя рубить топором, необходимо действовать осторожно и внимательно. Понимая, что успокоить малыша не получается, не стоит заставлять его ходить в садик. Что уже говорить о годовалых крохах, которых отдают в ясли. Малютки, нервная система которых слаба и уязвима, испытывают настоящие душевные муки, отрываясь от мамы и папы.

    стресс у ребенка после садика

    Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два — три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.

    1. Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
    2. Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
    3. Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
    4. На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
    5. Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
    6. Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик — это его работа.
    7. Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
    8. Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
    9. Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
    10. Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.
    ПОДРОБНЕЕ:  Ударился ребенок головой поднялась температура

    Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка.

    Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

    Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

    В зависимости от возраста, симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными:

    • Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.
    • Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет). Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность — это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.
    • Стресс у школьника младшего возраста. В этом периоде развития может появиться быстрая утомляемость, начинают мучить ночные кошмары. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной роты. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы ребенка похвалили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также длительное (несколько дней) вызывающее поведение.

    Ребенок плачет в саду

    Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.

    При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша. Точный диагноз может поставить только специалист на основе результатов нескольких собеседований, проведения психологических тестов.

    Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

    Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.

    Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

    Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

    Адаптация ребенка

    Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

    Обратите внимание! Необходимо помнить, что сложнее снять стресс у ребенка, чем предупредить его возникновение.

    Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

    Для этого понадобится:

    1. Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.
    2. Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия — это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.
    3. Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.
    4. Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.
    5. Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.
    6. Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.
    • Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.
    1. Постоянный стресс. Попадая в незнакомую обстановку, кроха начинает волноваться и впоследствии плакать. Ощущая себя в одиночестве, дети неизбежно реагируют на происходящее негативно. Поэтому они должны понимать, что родители их обязательно заберут.
    2. Снижение иммунной функции. Комаровский не раз отмечал, что посещение детского садика – это серьезный удар по иммунитету. Из-за ослабления свойств иммунной системы простудные заболевания появляются все чаще. По большей части мама и папа начинают водить его по докторам и кормить антибиотиками. Все это негативно сказывается на самочувствии и настроении. Как следствие, у ребенка появляются слезы.
    3. Излишняя опека родителей. Даже любящие мама и папа зачастую становятся настоящей проблемой для развития психики малыша. Посещение садика становится огромным испытанием, ведь в отрыве от родителей ребенок не чувствует заботы.
    ПОДРОБНЕЕ:  Не болит голова у... или 7 причин детской головной боли. Почему болит голова у ребенка

    Симптомы появления стресса у детей

    Стресс в детском возрасте имеет разную симптоматику.

    У детей младшего школьного и дошкольного возраста признаки стресса могут проявляться такими состояниями:

    • частые перепады настроения;
      нарушения режима сна, просыпания среди ночи, кошмары;
    • энурез – недержание мочи;
    • головной или абдоминальный болевой синдром;
    • подверженность страхам, излишняя суетливость;
    • бурная реакция на незначительные просьбы, возникновение небольших проблем или препятствий.

    Замкнутость

    Симптомами стресса у новорожденных могут быть частые беспричинные плачи, беспокойство по ночам, плохой аппетит. Это состояние может отражаться на успешности в школе или детском садике у детей более старшего возраста.

    Когда они получают замечания от преподавателя или воспитателя, могут проявиться такие симптомы стресса: замыкание в себе, из-за которых он перестает играть с другими детьми, избегает общения с друзьями и родными.

    В трудной ситуации могут появиться вредные привычки: обкусывание ногтей, сосание большого пальца, ковыряние в носу, закусывание или облизывание губ. Часто тинейджеры не знают, как можно справиться со стрессом и начинают доказывать свою значимость и независимость.

  • частые перепады настроения; нарушения режима сна, просыпания среди ночи, кошмары;
  • энурез – недержание мочи;
  • головной или абдоминальный болевой синдром;
  • подверженность страхам, излишняя суетливость;
  • бурная реакция на незначительные просьбы, возникновение небольших проблем или препятствий.
  • Последствия стресса у детей

    Третью группу факторов относят к послеродовому этапу. Это недоношенность детей или их переношенность, вес тела более 4 килограмм при рождении. Сюда также относят частые заболевания малышей, курение и употребление спиртосодержащих напитков женщиной во время периода лактации и кормления грудью, пассивное курение тоже может отразиться на нервной системе малыша.

    Таким образом, большинство рисков наступает вследствие заболеваний, либо ошибочного поведения родителей во время беременности и после рождения малыша. Неверное воспитание маленького крохи также является фактором риска.

    Некоторые из перечисленных факторов носят непоправимый характер, другими словами индивиды не в состоянии их изменить. Например, это причины, связанные с беременностью и родовым процессом. Но ряд факторов нейтрализовать все же под силу индивидам. Например, исключить курение в помещении, в котором находится кормящая женщина.

    Реакция на стресс у детей дошкольного заведения всегда различная: дети могут начать мочиться в постели, стать более замкнутыми и молчаливыми, у них может возникнуть нервный тик или мигание. Часто бывает так, что малыш становится совершенно неуправляемым, чрезмерно раздражительным, проявляет приступы ярости.

    От стресса у ребенка также нередко повышается температура.

    Факторы риска


    Существуют факторы риска, увеличивающие вероятность проявления тяжёлой формы привыкания к детскому саду. При наличии нескольких неблагоприятных факторов начало посещения дошкольного образовательного учреждения желательно отложить.

    Первая группа факторов риска относится к дородовому периоду. Это токсикозы во время беременности; заболевания, перенесённые матерью, пока она носила ребёнка под сердцем (обострение хронических заболеваний и инфекционные болезни); также в эту группу относится приём во время беременности лекарств, курение матери, стрессы и конфликты, перенесённые ею (не важно, в семье или на работе), употребление алкогольных напитков, работа на потенциально вредном производстве и предприятиях.

    Вторая группа факторов риска относится к самому процессу родов. Это всевозможные осложнения, возникшие при родах, родовая травма у ребёнка, перенесённая им асфикция, операции, проведённые хирургами при родах. Также сюда же относится несовместимость резус-фактора крови матери и ребёнка.

    Третья группа факторов относится к послеродовому периоду. Это недоношенность ребёнка и, как ни странно, переношенность, масса тела при рождении более 4 килограмм. Также сюда относятся частые болезни ребёнка на первом месяце жизни, курение и употребление алкогольных напитков матерью во время кормления грудью.

    Искусственное вскармливание – это тоже риск. Обратите внимание на пассивное курение матери в период грудного вскармливания. Если члены семьи курили при кормящей матери или ребёнке, это может отразиться на его нервной системе и затруднить процесс адаптации к детскому саду. Частые инфекции ребёнка до трёх лет, наличие таких заболеваний как рахит, анемия, паратрофия, гипотрофия, диатез, хронические заболевания малыша (порок сердца, пиелонефрит и прочие) относятся к факторам риска.

    Сюда же нужно добавить неудовлетворённость и депрессию матери, плохие материальные и бытовые условия жизни, отсутствие процедур закаливания, проводимых с ребёнком, задержка его нервного или психического развития. Станет фактором риска отсутствие возможности общения у ребёнка с ровесниками и взрослыми людьми, отличия в режиме дня дома и в детском саду, неблагоприятный эмоциональный климат в семье, ругань и конфликты родителей. Риском является жизнь ребёнка в неполной семье, а также если ребёнок первенец или вообще единственный в данной семье.

    Как видим, большинство рисков идёт либо от болезней, либо от неправильного поведения родителей до и после рождения ребёнка. Неправильное воспитание маленького человека тоже относится к факторам риска. Есть внушать ребёнку, что он кумир и принц и все перед ним всегда будут склоняться, выполняя любые его капризы, то малышу тяжело придётся в детском саду. Обратный случай с излишне строгим воспитанием ребёнка тоже относится к факторам риска.

    Часть факторов имеет необратимый характер, и родители никак не могут изменить их. В частности, это факторы, связанные с течением беременности и родами. Однако кое-какие факторы нейтрализовать семье под силу. Например, исключить курение в квартире, начать закаливать ребёнка, скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада, нехватка общения со сверстниками и взрослыми людьми, погрешности воспитания малыша, неблагоприятная атмосфера в семье. Чем раньше Вы устраните эти факторы, тем легче и быстрее ребёнок сможет адаптироваться к детскому саду.

    Почему долгий плач вреден для здоровья ребенка?

    Физиологическое и психологическое развитие ещё не позволяет маленькому человеку расставаться с матерью без вреда. На стресс, вызванный посещением яслей, организм ребёнка отреагирует невротической реакцией. Развитие ребёнка, который ходит в ясли, будет резко заторможено – настолько, что родители даже не будут уверены, что оно ещё продолжается. Оно будет продолжаться, но очень-очень медленно.

    Также необходимо отметить, что дети, посещающие ясли, хуже развивают свои речевые способности. Это связано с тем, что они много общаются со сверстниками, с такой же неразвитой речью, и очень мало – со взрослыми людьми, от общения с которыми могли бы увеличить свой словарный запас.

    Умение выражать свои мысли словами недостаточно развивается при раннем помещении ребёнка в детский сад или ясли. Также в результате того факта, что молчавший до этого времени ребёнок был вынужден заговорить в стрессовых для него условиях, вырабатывает у него соответствующее отношение к словесному общению. Речь понимается ребёнком как средство спасения, а не как средство коммуникации.

    Если маленький ребёнок много времени проводит вне дома, нарушается его глубокий контакт с семьёй, что повлияет на общение с родителями в дальнейшей взрослой жизни человека. С 2 до 3 лет дети должны научиться свободно общаться со своими родителями, свободно составлять целые фразы и предложения.

    Дети, которых до 3 лет отдали в детский сад, склонны утаивать свои переживания, они неохотно в будущем делятся ими с родителями. Они учатся держать всё в себе в детском саду. Такие дети обычно не могут описать, что они чувствовали и о чём переживали в детском саду в течение прошедшего дня.

    3-4-летним детям очень тяжело даётся общение с коллективом сверстников. Эти малыши уже умеют играть вдвоём, но игра в группе для них сложна и почти невозможна без примера и обучения педагогов. Частенько третий малыш ломает или портит то, что построили или сделали двое играющих. Он просто не знает, куда себя деть и как органично влиться в игру товарищей, поэтому таким образом выражает протест против своего отсутствия в игре. Это вызывает слёзы, драки и не учит детей уважать друг друга. Они начинают считать, что правда за тем, кто сильнее или хитрее.

    Здоровье ребенка

    Детский сад до трёх лет или ясли благотворен только для детей из неблагоприятных асоциальных семей, детей с тяжело больными родителями, со специфическими болезнями или с крайне негативными домашними бытовыми условиями.

    Профилактические меры

    Профилактика стресса у подростков, так же как и у детей дошкольного и младшего возраста должна заключаться в адаптации несформировавшегося организма к разным факторам окружающей среды. Бороться со стрессом можно с помощью разных методов профилактики.

    В зависимости от возраста дети должны спать определенное количество времени. По советам врачей и детям и подросткам необходимо ложиться спать в одно и то же время. Оптимальный варианта: он с 22:00 до 8:00.

    Головные боли при хроническом стрессе

  • Нельзя укладываться ко сну очень рано, это может сбить суточные жизненные ритмы.
  • Важно, чтоб дети засыпали с позитивными мыслями и хорошим настроением.
  • Теплый душ поможет быстрее уснуть.
  • Вести контроль за количеством съеденной вечером еды. Исключить из рациона жирную пищу, сладости, можно приготовить нежирные виды рыбы или мяса, растительную пищу, творог.
  • Исключить компьютерные игры, т. к. они активизируют работу нервной системы, и ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Следует заняться спокойными тихими играми, чтением книг непосредственно перед сном.
  • Умственная нагрузка вечером должна быть сведена к минимуму.
    1. герпес флуконазол
    2. молочница у обоих партнеров
    3. клюквенный морс при молочнице
    4. клотримазол при месячных можно
    5. лечение папиллом золотым усом
    6. болит голова на полнолуние
    7. бисопролол при панических атаках
    Adblock
    detector