Сифилис - Лечение кожи

Молочница картина вермеер

Загадка Вермеера

Этот мастер сегодня ставится знатоками в один ряд с Рембрандтом и Франсом Хальсом – вершинами голландского Золотого века, а в течение двух веков после смерти считался заурядным ремесленником, одним из многих живописцев, писавших полотна, украшавшие стены домов по всей Голландии.

Художник, проживший чуть больше 40 лет, писавший по две картины в год, хотя его собратья по цеху выдавали по несколько полотен в месяц, не оставил после себя ни четкого жизнеописания, ни одного подтвержденного собственного изображения.

Непонятна причина забвения имени Вермеера – при жизни он пользовался известностью, правда, не выходившей за пределы его родного Делфта. За его полотна платились большие деньги, в частности, картина Вермеера «Молочница» была куплена за огромную сумму в 175 гульденов.

При этом считается, что одной из причин его ранней смерти была нищета. Единственное, в чем его укоряли заказчики – медлительность в работе. Всего официально подтверждено авторство 34 вещей, еще несколько картин только приписываются Вермееру, и каждая из них считается мировым шедевром, опередившим свое время по теме и содержанию, по форме и технике, по набору художественных средств.

Доярка или служанка?

Он очень тщательно работал над каждым крохотным участком своих картин и легкомысленно относился к фиксированию своего авторства, времени создания и никогда не давал им определенные названия.

Это вписывалось в стратегию его полотен. Он приглашал зрителя додумывать написанное исходя из своего жизненного опыта и развития, заканчивать историю, которую он начинал рассказывать на картине.

В английском языке картина Вермеера «Молочница» чаще называется The Milkmaid –доярка. Это вызывает иногда жаркую дискуссию среди искусствоведов, считающих Вермеера певцом голландского городского быта.

Они настаивают на существовании строгой иерархии домашней прислуги, и девушка, переливающая молоко из глиняного кувшина – это именно служанка, может быть, кухарка, которая готовит особый пудинг из хлеба, который и присутствует на картине в составе виртуозно написанного натюрморта.

Представляется, что профессия девушки – дело десятое, гораздо важнее её удивительное чувство собственного достоинства и теплое к ней отношение, которое высказывает художник.

Сцена на кухне

Картина Вермеера «Молочница» — это очень небольшая по размеру картина – 45х41 см. Она поистине удивительна по замыслу и воплощению. Перед нами очень простая лаконичная композиция, лишенная лишних деталей, что позволяет до краев наполнить её мягким боковым светом и воздухом.

Коренастая, но ладная фигура девушки четко вырисовывается на почти аскетическом фоне стены. Можно рассмотреть даже белый контур, отделяющий главного персонажа от фона. Такой подход к заполнению живописного пространства был абсолютно новаторским – живописцы того времени стремились поразить зрителя насыщенностью и обилием деталей изображения.

Возможно, такое стремление было первоначально и у Вермеера. Рентгеновское исследование показало, что на задней стене располагалось какое-то сложное изображение, скорее всего, — географическая карта.

Но мастер отказался от него, позволив сосредоточиться на фигуре главной героини, на выражении её лица, тщательно прорисованной одежде, складках скатерти и на роскошно выписанном натюрморте.

Присутствующих на втором плане деталей достаточно, чтобы обогатить содержание картины дополнительными аллюзиями и расцветить её живописный ряд эффектной фактурой корзинки, филигранным декором плитки внизу стены и эффектным акцентом латунной масляной лампы на стене, гармонизированным с активным цветом скатерти и юбки девушки. Картина Вермеера «Молочница» — шедевр великого колориста!

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Молочница при беременности (генитальный кандидоз)

Виртуозная техника

Искусствоведы подтверждают, что при работе над картиной Вермеер использовал камеру обскуру – специальное оптическое устройство, помогавшее добиться высокой степени достоверности в построении перспективных сокращений, цветовых и световых взаимодействий разных частей полотна.

У Вермеера был подобный опыт – в его наследии – выдающиеся по красоте, достоверности и выразительности «ведуты» — «Вид города Делфта» и «Маленькая улица», которые выполнить без камеры обскуры было просто невозможно.

Доказательство использования оптического приспособления исследователи увидели в небольшой потере резкости на переднем плане, в изображении хлеба в корзине, что было характерным явлением для таких приборов.

Но в применении его нет никакого принижения уровня профессионального мастерства художника. Описание картины Яна Вермеера «Молочница», с точки зрения живописной техники, показывает её высочайший уровень.

Ян Вермеер {amp}quot;Молочница{amp}quot;: описание картины

Это доказывается свободой сочетания широких уверенных плотных мазков, которые моделируется лицо девушки, уверенной лепки формы на складках ткани и филигранных точечных мазков, усеявших мерцанием света натюрморт из хлеба. А фактура стены с мраморными переливами отслоившейся краски просто потрясает!

«Эффект Джоконды»

И всё-таки «Молочница» — картина Вермеера – это прежде всего тонкое и многогранное психологическое произведение. Улыбка, спрятанная мастером на контрастной границе света, падающего на лицо девушки, наделяется внимательными знатоками неуловимостью и многозначностью, сравнимой с той, что таит в себе великий шедевр Леонардо.

Наверное, об этом не мог сказать и сам автор картины «Молочница» Ян Вермеер Дельфтский. Этой тайне, живущей уже больше трех веков, жить и дальше, пока живо настоящее искусство.

.Ян ВермерМолочница, 1658—1660Het melkmeisjeХолст, масло. 45,5×41 смГосударственный музей, Амстердам

Молочница (также «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока», «Кухарка») — одна из самых известных и популярных картин нидерландского живописца Вермера Делфтского.

Жанровые картины Вермеера можно разделить на две группы: одни описывают некую социальную ситуацию, а другие сконцентрированы на конкретном персонаже. Возможно, самой известной из последних стала «Молочница».

Эта работа рано приобрела особую ценность; как свидетельствует распродажа, состоявшаяся в 1696 году после смерти Вермеера, маленькая картина была продана за 175 гульденов. По своей прямолинейности, силе и простоте он является воплощением голландского характера и национальных ценностей.

В домашнем хозяйстве того времени существовало различие в прислуге по ее принадлежности и функциям. В противоположность скотницам, область деятельности которых распространялась на хлев, обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома.

Она должна была заботиться о молочных продуктах в общем, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя).

оизводство молока играло существенную роль в экономике страны, и к этому продукту относились с почти религиозным поклонением.

По простоте своей композиции «Молочница» не имела аналогов в голландской живописи. Внимательно и осторожно наливает служанка молоко в миску с двумя ручками. На столе, кроме миски с молоком – кувшин и корзина.

В изображении хлеба в корзине и кусков булки на столе завораживает «пуантильная» техника Вермеера, усеявшего их мерцающими световыми точками. Свет играет на рукавах и фартуке, светящиеся точки сияют, как драгоценности.

Чепец девушки и наливаемое молоко – одного цвета. Лицо прописано охрой, коричневой и белой краской, цветовые пятна не смешаны. Цвета более простые, мазок более крупный, чем в других его работах.

Молочница картина вермеер

По технике живописи она скорее напоминает работы Коро. На стене первоначально была карта, но Вермеер отказался от этой детали, считая, что подобный объект роскоши не будет соответствовать изображенной фигуре.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Свечи от бактериального вагиноза и молочницы

Белая, покрытая трещинами стена, плинтус из изразцов, корзина на стене – обстановка скорее напоминает кухню. На полу стоит грелка для ног – деревянная коробка с прорезями, в которую помещали горшок с углями.

На изразцах – купидон с луком и шагающий человек с палкой. Фигура девушки освещена светом из окна в левой части картины. Но Вермеер, подчеркивая ее фигуру, дополняет освещение – там, где свет из окна падает на девушку, она выделяется на фоне более темной стены, а слева, где лежит тень, она ярко выделяется на фоне ярко освещенной стены. Желая усилить этот эффект, мастер обвел левый контур фигуры белой линией.

Ян Вермеер начал работать в те времена, когда поколение крепких и шумливых бюргеров, активных участников нидерландской войны за независимость, уже сошло со сцены. На смену им пришли другие люди, все более отходившие от непритязательных и грубоватых нравов первой половины XVII века.

Идеалом жизни становится мирное, спокойное существование, и недаром о голландцах писали, что «они ненавидят дуэли, драки и споры и имеют обыкновение говорить, что богатые люди не дерутся». Поэтому и в творчестве Яна Вермеера почти не звучит тема бренности бытия, которая была столь заметна в произведениях других голландских живописцев XVII века.

Как писал еще в 30-е годы нашего века искусствовед В.Н. Лазарев, «герои картин Вермеера — представители богатого купеческого общества, которые наслаждаются сладостью мирного безмятежного бытия.

Их день проходит размеренно, без суеты и скандалов, для них как бы не существует времени, мгновения превратились в вечность, и стрелка часов замедлила свой бег. Не в разнообразии жанров и сюжетов видел художник сущность искусства, а в предельно законченной разработке формальных средств живописи, которые он трактовал почти что с ювелирной точностью».

Недаром, как теперь выяснилось, художник пользовался камерой обскура, что во многом объясняет четкость его художественных форм. Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении.

Французский путешественник Б. де Монкони, посетивший Дельфт, отмечал в своем дневнике: «В Дельфте я видел художника Вермеера, который не имел ни одной своей работы. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего лишь одну фигуру, — ценою, на мой взгляд, не более чем в шесть пистолей».

его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине. Действительно, долгое время в художнике подчеркивали прежде всего прекраснодушные черты «чистого живописца». М.

Фридлендер называл его «мастером натюрморта», а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: «Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею».

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Молочница у грудных детей - причины, симптомы, диагностика и лечение

Молочница картина вермеер

В 60-е годы XX века утвердилась совершенно иная точка зрения, и теперь акценты были смещены, наоборот, от «чистой живописи» к «живописи идей». В свое время однофигурная жанровая композиция была, по мнению Б.

де Монкони, недостойна высокой оплаты. Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода «уродцами», то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам.

К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина «Служанка с кувшином молока», находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия — «Кухарка», «Молочница»).

Бюргерским образцом домовитости выступает здесь не матрона, как это часто было в голландской живописи, а служанка. Этим социальным смещением дополнительно оттеняется достоинство женщины как хранительницы очага.

Пожалуй, ни одной светской даме не придано такого ясного и целомудренного величия, как этой служанке-госпоже — единственной героине полотна. Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве.

Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера, идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре.

Сила непосредственного воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены. Рентгенограмма показала, что в первоначальном варианте на стене, над головой женщины, художник изобразил какой-то предмет (возможно, карту).

Потом он отказался от этого, чтобы не усложнять содержание картины символикой. Однако Ян Вермеер мог «разгрузить» задний план и по другим мотивам: может быть, счел, что грубая, голая стена будет более подходящей декорацией для выбранного им типа женщины.

Одинокая женская фигура, овеянная светом и воздухом, — излюбленная тема Вермеера Дельфтского. Так и «Служанка с кувшином молока» представляет собой самодовлеющий мир. Художник никогда не дает в интерьерах просветов в другую комнату», никогда не изображает подернутую дымкой линию горизонта.

Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного. Его героини хорошо себя чувствуют лишь в уютных комнатах, отграниченных от внешнего мира жемчужно-серыми стенами.

Фигура служанки как раз и вырисовывается на фоне такой стены, пористая поверхность которой как бы впитывает в себя свет. По мере проникновения в глубь картины виртуозное соотношение тонов становится все мягче и деликатнее.

Благодаря этому и фигура молочницы оказывается погруженной в световую среду, которая как бы обтекает ее со всех сторон. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка.

https://www.youtube.com/watch?v=

измятое полотно чепца, пористая штукатурка стены и голубоватые изразцы по ее нижнему краю. Сотни градаций цвета, не теряя собственного качества, в тенях становятся темнее, а это означает, что у дельфтского мастера тени цветные — они и являются одним из главных достоинств его живописи.

Adblock
detector